top of page

САМЫЕ ВАЖНЫЕ контракты в музыкальном бизнесе

Updated: Dec 9, 2022


Авторы и исполнители считают, что основа бизнеса заключается в основном в продвижении своих произведений, однако юридически важные соглашения, оформленные в виде контрактов, составляют неотъемлемую часть профессии каждого музыканта. К сожалению, артисты по-прежнему часто не знают или не хотят принимать во внимание, что определенные контракты должны быть заключены, или не читают их достаточно тщательно, что может привести к серьезным последствиям в будущем для профессиональной жизни артиста. В этой статье мы расскажем вам о самых важных контрактах, о которых вам следует знать в музыкальной индустрии, чтобы защитить свою карьеру и направить вас на путь к успеху.


1. Контракт с группой


  • Между: отдельные участники группы

  • Продолжительность: по взаимному согласию


Независимо от того, знаете ли вы друг друга месяцами или всю жизнь, очень важно подписать контракт с вашими товарищами по группе. На самом деле это должно быть первое, что вы делаете, когда создаете с кем-то группу.

Контракт группы используется для регулирования финансовых и юридических вопросов внутри группы, таких как распределение доходов и рабочих обязанностей, право владения инструментами/оборудованием и право голоса в группе. Это также становится невероятно удобным в случае возникновения какой-либо сложной ситуации или юридического спора, связанного с названием группы, уходом участников из группы, разделением группы или любым другим серьезным вопросом. По сути, наличие контракта с группой позволяет избежать ситуаций, которые могут быть очень дорогими, отнимающими много времени и отнимающими энергию.


2. Передача долей прав исполнителям

  • Между: сольным исполнителем и приглашенными музыкантами

  • Продолжительность: минимум год или продолжительность проекта


Если вы делаете карьеру сольного исполнителя и решили нанять музыкантов и соисполнителей, вам необходимо подписать договор, который определяет доли смежных прав и регулирует распределение денег между вами и соисполнителями.на конкретные произведения. В данном контракте могут фигурировать конкретные произведения, выплаты могут меняться в зависимости от условий: для сборов на различных территориях и для разных способов использования могут быть назначены различные доли. Главное – это договор.

Если вы уже заключили контракт с продюсером, убедитесь, что вы управляете смежными правами сами, а не передали их продюсеру. В контракте должно быть четко указано, какие требования о вознаграждении могут быть возмещены. Вообще говоря, чем более конкретно и подробно будет описано распределение, тем лучше.


3. Контракты с авторскими обществами и/или паблишерами


  • Между: автором и паблишером или обществом по сбору платежей

  • Продолжительность: минимум 1 год, либо более.


Если вы работаете композитором или пишете тексты, вам следует с самого начала связаться с авторским обществом или независимым паблишером и заключить так называемый «договор поручения». Лучше выбирать тех, кто умеет собирать роялти за авторские права по всему миру. Это означает, что ваши гонорары также будут собираться на международном уровне. Если у вас есть соавторы – заключите между собой договор, распределяющий доли авторских прав. В качестве договора может выступать сервис, в котором вы можете зарегистрировать объект авторских прав и зафиксировать доли соавторов, и который не позволяет изменять размер этих долей без согласия всех соавторов. Подобные сервисы также выступают как паблишеры или передают информацию о долях в авторские общества.


Поскольку общества по сбору платежей могут предоставлять различные предложения, важно внимательно отнестись к соглашению, которое вы собираетесь заключить, и внимательно его прочитать. Некоторые авторские общества предлагают контракты на комплексное сопровождение автора, а это означает, что соглашение будет применяться ко всему объему вашей работы и вы не можете выбрать, по каким произведениям вы хотите работать с этим авторским обществом, а по каким нет.

Допустимо, что авторы музыки и авторы текстов также могут передать часть своих авторских прав паблишеру, если их устроят предлагаемые условия – например продать за фиксированную сумму. При этом существуют договоры о едином праве или договоры об исключительном авторстве, по которым уплачивается соответствующий аванс. Наиболее важными элементами этих контрактов являются продолжительность контракта, территория, объем прав, обязанности издателя и автора и права на синхронизацию. Рекомендуется просмотреть образцы договоров и тщательно проверить, какие права вы хотели бы передать и на каких условиях.


4. Контракт с лейблом звукозаписи

  • Между: артистом и звукозаписывающей компанией.

  • Продолжительность: начальная продолжительность составляет минимум один год. Недобросовестные лейблы могут предлагать контракты даже на 5 или 10 лет.

Подписывая контракт с лейблом звукозаписи, вы передаете «права на запись» лейблу, заинтересованному в ваших треках. Очень важно знать, что контракт на запись классической звукозаписи — это сложный документ, и поэтому музыкантам может быть сложно его освоить. Он включает в себя все условия производства, распространения и маркетинга ваших релизов и касается большого количества вещей: от того, с каким авансом вы будете работать, до того, какой процент вы получите по контракту, позаботится ли лейбл о ваших социальных сетях или пиаре. Другими вещами, регулируемыми контрактами на звукозапись, являются объем производства, формат, эксклюзивность, продолжительность, права сублицензии, синхронизация и права на продажу.

Первоначальная продолжительность контракта на звукозапись обычно составляет один год, за которым обычно следуют несколько периодов опционов. Поэтому перед заключением контракта со звукозаписывающей компанией абсолютно необходимо прояснить свои цели с лейблом и убедиться, что вы полностью понимаете каждый аспект контракта. Вещи, на которые вам обязательно следует обратить внимание при заключении контракта со звукозаписывающей компанией, — это разумные ставки роялти, скрытые отчисления от роялти или включено ли обязательство по выпуску. Год – это большой срок для договора, который может оказаться для вас совершенно невыгодным, поэтому читайте договор внимательно и вникайте в детали.


5. Дистрибьюторские контракты

  • Между: лейблом/независимым артистом и дистрибьютором

  • Продолжительность: от 1 до 5 лет

Контракты на распространение обычно подписываются между звукозаписывающими компаниями и дистрибьюторами. Возможно, это одна из причин, по которой звукозаписывающие компании кажутся музыкантам привлекательными — они берут на себя обширную фоновую работу, но, как правило, за счет получения значительной доли имущественных прав. Если вы решили сделать самостоятельный релиз без участия лейбла, то можете сами заключить прямой договор с агрегаторами. Таким образом, вы обычно не передаете никаких прав на свои записи, а только (исключительное) право распространять свой контент на соответствующих площадках, или магазинах, с которыми работает дистрибьютор, как в цифровом, так и в физическом виде.

В случае физического релиза также существуют комбинированные контракты, которые включают не только распространение вашего продукта, но и его производство. В дистрибьюторском контракте регулируются следующие моменты: область распространения, записи, охватываемые контрактом, выпуск, затраты и оплата, сделки с обществами по сбору платежей, права защиты и управление запасами.


6. Контракты на гастроли

  • Между: промоутером и менеджером/букером артиста

  • Продолжительность: на время выступления

На концертах и выступлениях должен быть заключен контракт на гостевое выступление между промоутером и вами или вашим менеджером. В зависимости от размера мероприятия и величины артиста, эти контракты могут быть очень длинными и полными особых запросов, обширных положений и ожиданий. Тем не менее, они абсолютно необходимы, поскольку помогают предотвратить любые недоразумения и разногласия. Контракт на гастрольное выступление может быть инициирован либо артистом-исполнителем, либо организацией, нанявшей исполнителя. Это гарантирует, что музыкант явится на выступление, как и обещал, и в то же время гарантирует, что организатор заплатит исполнителю.


Основные пункты контракта на гастрольное выступление включают место и продолжительность выступления, гонорар и вид оплаты, обязанности артиста и промоутера, технических райдеров, расходы, транспорт и логистику, соглашение об аннулировании и соответствующие сборы, страховку, социальное обеспечение. , и сбор взносов общества. Более конкретные и длительные контракты на выступление могут включать дополнительную информацию и запросы, касающиеся привилегий за кулисами, продажи товаров, списков гостей или разрешения на запись выступления.


7. Продюсерский контракт и контракт на ремиксы

  • Между: артистом/лейблами звукозаписи и продюсерами/продюсерскими компаниями/музыкальными инженерами.

  • Продолжительность: может отличаться, но желательно согласовать начальный период 12-18 месяцев.

Контракты на производство музыки обычно подписываются между продюсерскими компаниями и их саундпродюсерами и звукозаписывающими лейблами, которые представляют интересы своих артистов. Продюсеры несут ответственность за производственный процесс, записи и стиль записи в студии, а производственный контракт регулирует их ответственность и связанную с ними компенсацию. Такая компенсация обычно предоставляется в виде разового платежа и/или доли в прибыли в виде роялти. В случае подписания производственного контракта между продюсерами и артистами продюсеры часто берут на себя роль инвесторов, которые верят в определенный поступок и стремятся отдать артиста на откуп звукозаписывающей компании после производства успешных записей.


Также настоятельно рекомендуется заключить контракт, если вы привлекаете продюсера для создания ремикса песни, права на которую находятся у вас. Это соглашение в основном регулирует единовременный платеж комиссии (авансовый платеж) и возможные доли роялти или их комбинацию. Кроме того, авторские права на оригинал и мастер-ремикс либо сохраняются за артистом, либо договор регулирует передачу прав и прав на адаптацию (долю авторских прав) продюсеру.


8. Менеджмент артиста и агентские контракты

  • Между: артистом и менеджером/агентством бронирования

  • Продолжительность: начальный период 1 год, затем он может быть продлен

Менеджеры и агентства по бронированию действуют как отдельные фирмы, которые работают от вашего имени и поддерживают вашу деятельность после заключения с вами договора. Чаще всего им требуется специальное юридическое разрешение. Менеджеры лучше всего функционируют как управляющее и координирующее звено между людьми, создающими музыку, и их деловыми партнерами, такими как звукозаписывающие компании, дистрибьюторы, издатели и организации прессы. Решение нанять менеджера является серьезным и, безусловно, заслуживает внимания. Чем больше времени вы, как художник, тратите на переговоры, создание и организацию стратегий, связанных с вашей карьерой, тем меньше времени и энергии у вас остается на работу и тем меньше денег вы можете потом заработать. В контракте на управление артистом должны быть изложены отношения между двумя сторонами и указаны обязанности по управлению и компенсация. Более того, в документе также должно быть подчеркнуто, что артист не может сделать, не нарушив договор и соглашение.


Агентства по бронированию помогают артистам находить и получать больше заказов на живые концерты и выступления. Затем в агентском договоре определяются условия сотрудничества между агентом и художником и указывается размер вознаграждения агента.


9. Контракты на лицензирование музыки

  • Между: владельцем прав на трек (исполнителем/лейблом звукозаписи) и второй стороной, которая стремится использовать музыкальное произведение владельца.

  • Продолжительность: может отличаться в зависимости от соглашения, но артист должен запрашивать довольно короткий срок.

Любое использование музыкального произведения, фонограммы кем-либо, будь то публичное использование, переработка, цифровая дистрибьюция или изготовление рингтонов регламентируются лицензионным контрактом. Лицензионный контракт также может определять, как дистрибьютор может распространять вашу музыку на определенных территориях или предоставлять возможность создания кавер-версий. Лицензионные контракт, например контракт на синхронизацию — это юридическое соглашение между правообладателями и сторонами, которые стремятся использовать музыкальные произведения. В случае синхронизации лицензиат (сторона получающая лицензию) получает прав использовать музыкальное произведение в составе аудиовизуального контента, например фильма, телесериала или рекламного ролика, в видеозаписи и видеоигре, а также в невизуальных произведениях, таких как театральные представления и постановки или радиореклама.


В лицензионном контракте должно быть указано, каким способом будет использоваться произведение, на каких территориях, может быть указано время и количество использований, продолжительность используемого фрагмента, обозначены условия денежной компенсации для артистов – роялти с каждого использования или фиксированная выплата. Срок действия лицензионного контракта может быть привязан к дате релиза композиции на определенной территории или первому появлению в эфире.

Контракты, которые регламентируют распределение долей авторских и смежных прав, лицензионные контракты вы можете заключить в электронном виде на нашей платформе MediaRights Revolution. Фиксация долей прав на музыкальное произведение позволит вам автоматизировать расчет долей даже для самых сложных условий, таких как минимальная гарантия, или наличие многоуровневой схемы распределения выплат, с отчислениями долей продюсерам, лейблу и другим игрокам, выводящим ваше произведение на вершины музыкального олимпа. Расчет выплат производится на основании условий контрактов и их данных роялти отчетов. Использование платформы оправдано в случае, когда у вас большое количество лицензионных контрактов, разнообразные отчеты от площадок и приходится распределять доли между участниками.


В заключение хочется пожелать всем музыкантам, авторам и исполнителям, отстаивать свою точку зрения, и внимательно читать условия контрактов. Если у вас возникают сомнения какие-либо формулировки, лучше обратиться к юристу по авторскому праву, который сэкономит вам время и значительное количество денег, которые вы могли бы недополучить.

246 views0 comments
bottom of page